Альбина Макарова 0 36

Искусство - оружие. Как скульптуры влияют на людей

Скульптор Татьяна Холуёва об ответственности мастера, «правильных» памятниках и вандализме

Памятник действует на людей не менее сильно, чем музыка или слово.
Памятник действует на людей не менее сильно, чем музыка или слово. © / АиФ-Нижний Новгород

Скульптуры не только радуют глаз, но и воспитывают, создают атмосферу пространства и в какой-то степени определяют будущее людей. Так считает Татьяна Холуёва, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, автор многих монументов, установленных в Нижнем Новгороде и области.

Красота и гармония

Альбина Макарова, «АиФ-НН»: Татьяна Георгиевна, в том, что скульптуры влияют на окружающее их пространство, сомнений нет. Но как памятник может воспитывать?

Татьяна Холуёва
Скульптор, профессор, заслужен­ный художник РСФСР, заслужен­ный деятель искусств РФ, член Союза художников России. Автор памятника Ростиславу Алексееву в Сормове, бюста Пушкина у Академического театра оперы и балета, скульптуры Георгия Победоносца в Нижегородском кремле, мемориала Тани Савичевой в Шатках и др. Дважды лауреат Премии Нижнего Новгорода.

Татьяна Холуёва: Ещё когда мы учились в Ленинградской художественно-промышленной академии им. Штиглица, нам, будущим скульпторам, говорили, что у нас в руках мощное оружие, сродни хирургическому скальпелю, которым можно сделать сложную операцию и спасти жизнь, а можно зарезать и жизни лишить. 95% информации об этом мире человек получает глазами. Поэтому на каждом мастере, создающем скульптуры, лежит ответственность.

К примеру, в Италии много прекрасных памятников, посмотреть на них едут люди со всего мира. Не одно поколение итальянцев живёт в этой гармонии и красоте. Возможно, поэтому здесь так много известных дизайнеров и модельеров…

У каждой скульптуры должно быть три начала: нравственное, эстетическое, эмоциональное. Психологи говорят, что самое мощное воздействие на человека оказывает звук, музыка, затем идёт цвет. У скульптур нет такой мощной активности, но они живут долго и воздействуют постоянно, их нельзя «выключить». Люди даже не замечают этого воздействия. В какой-то степени любое искусство - оружие, оно может быть добрым, может вызывать негативные последствия.

- А как действуют на людей скульптуры Нижнего Новгорода? Все ли наши памятники «правильные»?

- Когда-то после диплома меня отправили в Горький по распределению. Мне очень понравился город, он так же, как и мой родной Торжок, расположен на двух берегах реки, такой же старинный, с богатой историей. Но меня опечалило, что в городе мало пластики. Когда в пространстве недостаточно скульптур, глаз горожанина не «воспитывается», не приучается к прекрасному. Я прожила здесь всю жизнь, Нижний теперь мне родной, и вдвойне обидно, что скульптур здесь по-прежнему недостаточно.

На мой взгляд, самый гармоничный и сильный по воздействию памятник - это обелиск в честь Минина и Пожарского в Нижегородском кремле, работа Ивана Мартоса и архитектора Авраама Мельникова. Он прекрасно вписывается в пространство высокого берега над широкой Волгой. Прекрасен и памятник Максиму Горькому на одноимённой площади - работа скульптора Веры Мухиной, архитекторов Виктора Лебедева и Павла Штеллера.

Памятник Горькому в Нижнем Новгороде.
Памятник Горькому в Нижнем Новгороде. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Люди в большинстве своём тянутся к прекрасному, к красивому, они прощают мастеру многие ошибки. И это доверие вдвойне повышает ответственность скульптора за то, что он привнесёт в город.

Вот 17-метровый памятник Ленину на площади имени вождя вызвал у горожан отторжение ещё в день его открытия в 1970 году. И дело тут не в идеологии - горьковчане выходили на субботники и деньги перечисляли на создание этой скульптуры. Я хорошо помню день открытия, всё Канавино было запружено колоннами людей, так ходили только на демонстрацию. Памятник был под покрывалом. Мы его видели до этого и как профессионалы понимали, что выполнен он на бегу, по принципу «а им в провинции и так сойдёт».

Рядом с нами шла колонна рабочих и инженеров какого-то завода. Когда покрывало сняли, многие заводчане не сдержали бранных слов. А один громко сказал: «Давайте проведём ещё один субботник, заработаем на экскаватор, пригоним его сюда, привяжем это уродство за ногу, сдёрнем и выбросим в реку».

Я не хочу уходить в политический аспект и переворачивать факты, говоря, что люди хотели снести памятник Ленину. Нет, горожане хотели, чтобы здесь стоял памятник Ильичу, но они желали увидеть настоящее произведение искусства. А мастер поторопился. Возможно, у него были работы ещё в других городах - в 1970-е был настоящий бум открытия памятников вождю революции.

Дресс-код для «каменных гостей»

- Сейчас почти каждый год появляются новые скульптуры на главной улице Нижнего Новгорода. Но они постоянно подвергаются хулиганским нападениям. У «Скрипача» много раз воровали смычок. Недавно «увели» колесо от велосипеда у «Почтальона», у «Дворянской четы» в одну из ночей отпилили руки. Недавно облили зелёной краской «Весёлую козу». Как защитить скульптуры?

- Это вандализм, глумление, уничтожение, это хулиганство. Горожан надо воспитывать - и маленьких, и взрослых. Это сложный процесс, зависящий от многих факторов.

Печально, но «пополнение» семьи скульптур на Большой Покровской воспитанию горожан не способствует. У меня к этим работам неоднозначное отношение. Рядом с ними фотографируются люди, туристы увозят эти снимки в другие города. Но разве эти скульптуры оригинальны?! Такие почти в каждом городе, а мы заставили ими всю центральную улицу.

Мы до сих пор вспоминаем покойного главного архитектора нашего города Александра Харитонова. Он говорил, что Большая Покровка - реликтовая, заповедная зона города, с ней надо обращаться бережно, он «не пропускал» такие скульптуры на главную улицу.

Я не говорю, что такие работы не имеют права на жизнь, - это парковая скульптура. А в настоящих памятниках, кроме внешнего, должно быть внутреннее наполнение. Ручки, ножки, черты лица - это немаловажно. Но если мастер не передал характера человека, то это дешёвая кукла, а не памятник!

У «Скрипача» много раз воровали смычок.
У «Скрипача» много раз воровали смычок. Фото: АиФ-Нижний Новгород

Работая над бюстом Пушкина (а я очень люблю этого поэта), я не столько пересматривала его прижизненные портреты, сколько читала отсканированные рукописи поэта. Представьте страницу. Она исписана, половина текста вычеркнута и написана заново, и так несколько раз. Я пыталась представить, как это происходило, как он писал всякий раз, как набело, и возвращался к началу. Я читала и воспоминания современников. Одни писали, что Пушкин «страшный, обезьяна», другие - что он очарователен и обаятелен. Только пропустив всё это через себя, художник может воссоздать образ человека.

Из всех скульптур, которые сейчас размещены на главной улице, на мой взгляд, наиболее органичен в этом пространстве «Городовой».

- А зачем вообще ставят скульптуры?

- А вот на вопрос «Зачем?» надо отвечать всякий раз, когда решили что-то добавить в городское пространство. Когда-то здесь происходило событие или жил человек, этот момент уже прошёл, но он оставил след. Люди хотят, чтобы эта эмоциональная, эстетическая и историческая составляющая летописи города вернулась, и ставят памятник.

Художник всегда выражает своё время. То есть памятники даже одному и тому же человеку, созданные в разное время, будут разными. Но выражая своё время, скульптор должен помнить, что век памятника длинный, поэтому работу надо создавать на самой высокой планке своего века.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Почему Борис Шахов покидает пост ректора Нижегородской медакадемии?
  2. Как будет ходить транспорт после закрытия Молодежного проспекта?
  3. Как изменилась структура правительства Нижегородской области?